Вы здесь: Главная
...Цитата:
"Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать".
Правила безопасности
Обязательно проговаривайте все правила безопасности с ребенком: как вести себя в толпе (если, например, в давке, в толпе, в метро у тебя выпала вещь из рюкзака под ноги людям), на льду (ни за что не ходить!), с огнем, на вокзалах и близ железнодорожных путей – места, где ребенок может подвергнуть свою жизнь риску, можно перечислять бесконечно. Необходимо обсуждать, что дороже всего человеческая жизнь. Пообещайте ребенку, что вы не будете ругать его за разбитый планшет или испачканную куртку (и выполните обещание!), чтобы он был уверен в том, что его жизнь и здоровье для вас (и для него) важнее всего.
Еще одна важная тема, которую нужно затронуть, – это спасение других людей или животных. Часто дети выбегают на дорогу вслед за собакой или бросаются спасать одноклассника, провалившегося под лед. Да, больно и тяжело, но ребенок должен помнить, что в этом случае самая лучшая и единственная возможная от него помощь – позвать взрослых. Рисковать своей жизнью ради жизней других хорошо лишь в кино – не нужно геройствовать и прыгать в горящее здание за кошечкой. Не забудьте рассказать ребенку о телефоне службы спасения 112, а также проследите, чтобы он на всякий случай выучил наизусть номера телефонов родителей и бабушек с дедушками.
Итак, дети часто совершают необдуманные и опасные для жизни поступки просто из-за страха перед своими же родителями, из чувства вины перед ними, а также в силу возрастных особенностей. Единственный способ помочь детям избежать подобных ситуаций – научить их правильно действовать, донести знание о том, что жизнь – главная ценность, а лучшая помощь – это позвать взрослых. Диалог с ребенком поможет вам не только обезопасить его от страшных поступков, но и развить и сохранить доверие внутри вашей семьи.
Рисунок на мольберте со стеклом, в отличие от рисунка на бумаге дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Сам процесс захватывает, поскольку используемые изобразительные средства скользят мягко, не впитываются в поверхность, их можно размазывать кистью, пальцами, ладошками, кусочками поролона. В начале занятия каждый участник поделился своим внутренним состоянием. После выбора темы для творчества, родители и дети под музыку каждый со своей стороны стекла приступили к рисованию картины. Рисуя на стекле, участники получали новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Завершилось занятие рефлексией пережитого опыта.
Совместная творческая деятельность способствовала развитию навыков эффективного взаимодействия между ребенком и родителем, способности чувствовать друг друга через совместную деятельность, эмпатии и принятия друг друга в паре через развитие навыков внутренней саморегуляции.
Ты и твоя жизнь важнее и дороже всего на свете
Часто дети не только совершают рискованные поступки ради того, чтобы избежать родительского наказания, но и решают подобные вопросы радикально: не приходят домой. Распространенная причина, по которой пропадают дети, – это их страх перед родителями. Очень часто ребят находят у одноклассников, а то и вовсе на улице ночью просто потому, что ребенок потерял дорогой телефон и побоялся идти домой. Это целиком и полностью ответственность родителя, который не донес до ребенка главное правило – ты и твоя жизнь важнее и дороже всего на свете.
Не стоит забывать и о таких возрастных особенностях, как умение продумывать последствия своих поступков. Дети дошкольного возраста в силу физиологических особенностей развития головного мозга не могут осознавать последствия своих действий. Об этой норме человеческого развития родителям всегда важно помнить, так как от этого часто зависит жизнь и здоровье ребенка.
Конечно, от всех опасностей ребенка не убережешь, а каждое его действие не проконтролируешь. Но сделать все зависящее, чтобы малыш помнил, что он нужен дома любой – испугавшийся, потерявший дорогую вещь, сильно испачкавший вещи, можно. Главный способ донести это знание для ребенка – разговаривать с ним. Если вы подарили малышу дорогую вещь, мысленно попрощайтесь с ней: дети не всегда могут уследить за ее сохранностью. Проговорите с ребенком любого возраста, что вы дарите ему достаточно дорогой подарок, за которым нужно следить. Но если он потеряет подарок, катастрофы не произойдет: мир не разрушится, никто не умрет, солнце будет светить по-прежнему ярко, а мама и папа будут так же сильно любить своего ребенка, как и раньше.
С самого рождения детям необходимо регулярное подтверждение того, что они любимы и нужны окружающим, в первую очередь родителям. Их внимание, реакция и действия помогают детям сформировать представление о самих себе, о том, насколько их ценят мама, папа и другие значимые взрослые. В свою очередь, здоровое представление о себе важно для отношений с другими людьми, как в детстве, так и во взрослом возрасте.
На занятии по коррекции детско-родительских отношений родители и дети выполняли упражнения, направленные на укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны. Упражнения «Я люблю…», «Ласковое имя», «Аплодисменты по кругу», «Паровозик», «Мы тебя любим» направлены на развитие навыков и умений выражать свои чувства, установление доверительных отношений, оказание эмоциональной поддержки.
В завершении была представлена сказка «Вор и маска», направленная на развитие способности к сочувствию и сопереживанию. На примере этого произведения участникам представилась возможность порассуждать о добре и зле, а затем изобразить то, что больше всего понравилось и запомнилось с помощью красок на листе ватмана.
Несчастные случаи с детьми часто связаны с неоправданным риском. Дети лезут на дерево, чтобы спасти котенка, идут по тонкому льду за своей собачкой, прыгают на рельсы, чтобы достать упавший на пути телефон, кидаются в речку за уплывающими вещами. Что это – отсутствие понимания бесценности жизни или что-то еще? Давайте разбираться.
Причины таких ситуаций во многом зависят от возраста ребенка и от социальной ситуации, в которой он развивается: родители и другие значимые взрослые должны прививать ребенку не только понятия «хорошо» и «плохо», нормы поведения, но и правила безопасности.
Предпосылки «опасного поведения»
Страх и вина
В первую очередь ребенок запоминает слова, которые говорят ему родители, ведь они — главный авторитет для него. Ребенок еще не умеет распознавать сарказм или неудачные шутки – он верит каждому слову, которое говорит родитель. Поэтому случайно брошенная мамой фраза о дорогом телефоне «Потеряешь – убью» станет причиной, по которой ребенок спустится на рельсы, чтобы достать гаджет. Ни секунды не раздумывая, он постарается вернуть вещь.
Нередко родители рассказывают детям о том, как много сил, времени и денег они тратят на свое чадо. Почему-то считается, что подобные речи должны вызвать у ребенка чувство благодарности, но на самом деле они вызывают лишь чувства вины и страха перед своими родителями. Как девочка может прийти домой, потеряв золотую сережку, на которую мама потратила всю свою зарплату? И тогда чувство вины будет сильнее инстинкта самосохранения.
Личный пример
Еще одна причина, по которой дети совершают необдуманные поступки, – родительский пример. Как часто папы нарушают правила безопасности и впрыгивают в уходящий поезд, ходят по льду, ездят на машине, не пристегиваясь ремнем безопасности? Самая распространенная ошибка – это переход дороги на красный сигнал светофора. «Не представляю, что со мной сделают, если опоздаю», – говорит мама и перебегает вместе с ребенком дорогу на красный свет. Что усвоил ребенок? Что не опоздать важнее, чем соблюсти правила безопасного поведения на проезжей части.