Вы здесь: Главная
...Цитата:
"Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать".
Рубрика: ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ.
Крайности в воспитании детей.
Споры о том, как вырастить ребенка достойным человеком продолжаются столетиями. Как же не впасть в крайность и определится среди многообразия подходов – об этом и пойдет речь.
1. Исполнение желаний:
Один из самых любимых приемов родителей, это вседозволенность. В свое оправдание родители это объясняют это так, что детство не вернется, в жизни множество ограничений и ребенок успеет их испытать. Сейчас, пока это, возможно, стоит исполнять его прихоти.
Детям, которым все позволено в семье, приходится трудно в общении с окружающими, ведь они не намерены выполнять любые требования, особенно сверстники. Достигнуть какой-либо цели непросто, потому что на пути часто возникают ограничения и отказы. Брать ответственность, и заботится о других, соблюдать правила - это сложные задачи для избалованного чада.
Исполнять некоторые желания и даже прихоти можно и нужно, но только иногда. Следует опасаться принципа вседозволенности в целом и не допускать избалованности.
2. Жесткие правила и наказания:
Это подход, выраженный в строгости и серьезных карательных мерах, множество раз опровергался в исследованиях, и в жизни.
Наказания, если они слишком суровые и частые, обычно разрушают доверие. Ребенок постепенно отдаляется от родителей, возникает непонимание и глубокая обида. Вместо чувства вины, приходит ощущение несправедливости. Совесть уже не взывает и заменяется необходимостью избежать наказания. Боязнь ошибиться, и угнетенное состояние приводят к неуверенности. Часто случается, что ребенок, воспитанный в строгости, самоутверждается за счет других детей, применяя силу и авторитет.
Наказание имеет место в воспитании, при этом оно должно быть понятным и справедливым, соответствующим серьезности проступка и возраста ребенка. Например, за разбитую тарелку не стоит лишать ребенка общения с друзьями на месяц. Как и отменять поездку на море, из-за плохой оценки в школе. Это чересчур строго и незаслуженно.
3. Безмерная забота и восхищение:
Всегда поддерживать, защищать и опекать своего ребенка – это нормальные стремления родителей. Если только не становятся методом воспитания. Взрослые впадают в крайность, расхваливая абсолютно всё, что делает ребенок. Главной их целью является восхищение ребенком и сведение критики на минимум. В будущем, по мнению родителей, это поможет ребёнку добиться высоких результатов, ведь он будет уверен в себе.
Излишнее внимание, забота и дифирамбы приводят к тому, что дети в подростковом возрасте сталкиваются с требованиями, к которым не готовы. Низкая степень ответственности и отсутствие уважения к окружающим не позволяют влиться в коллектив. Спустя время, подросток обесценивает родителей, убедившись в их ложном восхищении. В другом случае – аннулируется мнение других людей. Оба варианта не сделают ребенка счастливее или успешнее, как хотели родные.
Поддержка, ободрение и похвала необходимы детям, как воздух. Это сигнал о признании самостоятельных и весомых поступков, проявленной ответственности, качественной работы. Конечно, ребенку будет легче оценить свои силы и поверить в себя в таком случае. Но, иногда родители бросаются в крайности и восхваляют детей по любому несущественному поводу.
4. Критика и смирение:
Принцип воспитания, предполагающий минимум поддержки и одобрения со стороны родителей – встречается реже всех остальных. В его основе лежит убеждение, что похвала испортит ребенка, и он перестанет стараться и добиваться лучших результатов.
В будущем такой подход может привести к неуверенности в своих силах и способностях. Излишняя критика не дает развиваться таланту и снижает самооценку. Другой путь – это стремление к успеху и признанию, порой в ущерб интересам самого ребенка. Но, вряд ли он будет счастлив, если все время нужно что-то доказывать и завоевывать.
Ни один из принципов воспитания не может быть плохим или хорошим. Дети разные и к каждому нужен индивидуальный подход. Трудно отследить, что делают родители правильно, а что подлежит тщательному разбору и коррекции. Но все же ревизия и анализ необходимы, если возникают проблемы. Полезным станет общение с ребенком без всяких ориентиров и установок: искреннее, честное и прямое. Нередко, это единственный путь к гармоничным отношениям в семье.
Женщин с судьбами, похожими на судьбу Светланы (имя изменено) в России тысячи, но тех, кому удалось выбраться из передряг, вернуться к нормальной жизни, к сожалению, единицы.
Светлана родилась в с. Новобахмутовка Донецкой области. Когда ей исполнилось три года, она вместе с родителями переехала на Дальний Восток. Семья как семья, ничего необычного. Родители работали: мать - в детском саду, отец - в детском доме. Потом у Светланы появились два брата и две сестры. «Жили дружно, друг другу помогали», - вспоминает Светлана. Светлана закончила девять классов, поступила в училище по специальности «социальный работник», потом выучилась на продавца. Встретила и полюбила мужчину, от которого родила двоих детей, вышла замуж, а после трех лет совместной жизни - развод. Не сложились отношения. После развода, муж не давал ей покоя, пытался забрать у нее детей, а когда не получилось, решил через суд разделить их, мальчика забрал себе, а девочка осталась жить с матерью. Дальше был другой мужчина. И опять не сложилось… А у Светланы на руках снова двое детей - ребенок от первого мужа, ребенок от второго, и она снова беременна. Но Иван (имя изменено) принял и ее, и ее детей, и ее беременность. Жизнь потекла своим чередом, более - менее нормальная. Еще двоих ребятишек она родила уже от Ивана. Многодетная семья требовала больших расходов. Работа на вахте - представлялась единственно возможным выходом. Деньги в семье появились, а с ними - веселые компании в доме, алкоголь, ревность, ссоры, драки. Иван оказался «боевиком», Светлана пыталась защититься от благоверного при помощи полиции, но болезненная любовь, привычная, удобная роль жертвы, видимо, оказывались сильнее. И все возвращалось на круги своя. Светлана пила вместе с мужем, пила одна - от обиды, от безнадеги…История такая банальная и такая до крайности трагичная, если смотреть изнутри, глазами детей, до которых, в пылу кухонных баталий, как правило, никому нет никакого дела. Семью поставили на учет, как неблагополучную. О том, что рушится ее жизнь окончательно, Светлана начала соображать, только когда изъяли детей и на суде объявили об ограничении в родительских правах. С ним она рассталась, сказала «больше не могу терпеть, устала, буду возвращать детей».
Каждая женщина хочет поддержки, защиты, твердого плеча, каждой хочется спрятаться за «каменную стену». Но жизнь диктует свои требования - опора женщины, прежде всего, должна быть внутри ее самой - образование, профессия, которая сможет прокормить и тебя, и твоего ребенка. Внутри каждой женщины, матери должна быть непоколебимая готовность пережить любое, самое страшное событие, не сломаться, не опуститься, не сдаться под давлением обстоятельств. Быть сильной, мудрой ради себя и своих детей. Давая жизнь, ты должна понимать - эта жизнь теперь самая главная твоя задача. Материальное, духовное обеспечение этой новой жизни в приоритете, самое важное. И для этого ты должна быть здоровой, сильной, счастливой и, уж, конечно, трезвой. И все это и есть любовь к детям. У Светланы эта любовь была и есть. К детям в детский дом она приходила едва ли не каждый день и никогда - с пустыми руками. Пыталась заработать на подарки, постоянно готовила какие-то угощения, обещала скоро забрать их, только не знала, как ей справиться самой. На помощь пришел еще один мужчина, с которым прожила всего семь месяцев. Нет, он не пил, но она не ощущала той мужской твердости и надежности, которой ей на тот момент не хватало. Она ждала шестого ребенка.
Именно любовь к детям не дала ей сломаться окончательно после очередного жизненного краха. Любовь торопила ее в детский дом, заставила найти работу, бороться за возвращение детей. Она заставила ее обратиться за помощью к специалистам службы по профилактике социального сиротства. Благодаря их усилиям, сейчас все беды этой семьи позади. И дай бог, чтобы уже навсегда. И, конечно, это не может не вызывать благодарности к тем, кто помогал и по велению сердца, и по долгу службы. Дети Светланы снова дома. Все совместные усилия дали результат. Света не остановилась на достигнутом, возвращение детей придало ей сил. Младший Сережка сейчас ходит в детский сад и у Светланы появилась возможность выйти на работу. Старших детей Светлана перевела в школу, которая находиться рядом с домом. Кстати дети учатся хорошо, стараются, активно участвуют в различных конкурсах, помогают маме. Каждую неделю мама приходит в гости в детский дом, делится новостями о своей семье, строит планы. Ее дочки приходят в детский дом на репетиции, для участия в праздниках дома. Света делится своим опытом с другими мамами, которые, так же, как и она, обратились за помощью в службу по профилактике социального сиротства. Надо отметить, что все предписания работников службы, Светлана всегда выполняла безо всяких отговорок, не боялась никаких трудностей, она стала своим человеком на службе. Этот год стал временем изменений, временем ее переосмысления собственной жизни, а для работников службы это сотрудничество дало неоценимый опыт. Мамы, не сдавайтесь. Выход есть.
Мероприятие клуба «Маяк надежды» - мастер класс по изготовлению подарков ко Дню матери «Праздник мамы».
Среди многочисленных праздников в нашей стране День Матери занимает особое место, хотя появился совсем недавно – 1998 году. Отмечается он ежегодно в последнее воскресение ноября. Этот праздник направлен на то, чтобы донести до детей значимость материнства, укрепить семейные узы. Кроме того, воспитывая в детях уважительное отношение к женщине, ее роли в жизни семьи и общества в целом, мы закладываем основы нравственности в их сердцах.
В нашей работе мы решили использовать этот праздник для коррекции отношений между ребенком и родителям. С помощью изготовления детьми подарка для мамы в ходе мероприятия формировались, укреплялись такие качества, как забота о маме, проявление любви к маме, уважение к этому празднику и традициям.
Воспитываем правильное поведение.
В современном обществе есть два разных взгляда на развитие детей — это гиперопека и полное равнодушие. Не все родители могут найти золотую середину, и придерживаться ее для формирования у малыша бережного и заботливого отношения ко всем окружающим.
Особенности понятия:
Культурное поведение включает в себя разные аспекты — взаимодействие с людьми, природой, объектами культурного наследия. Если малыша правильно воспитывать, то он всегда будет уважать родителей, быть вежливым с окружающими и аккуратным.
Проблема заключается в том, что единой методики воспитания, которая помогала бы всегда, не существует. Но родители могут придерживаться общих рекомендаций.
Главные задачи воспитания:
Иногда родители замечают со стороны ребенка грубость, агрессию или другие проявления отрицательных эмоций. Ничего страшного в этом нет, в силу возраста дошкольник не имеет достаточного жизненного опыта. Поэтому он проявляет эмоции так, как умеет.
Ребенок может хорошо научиться вести себя по простому подражанию. Для этого он наблюдает за родителями другими авторитетными взрослыми, перенимая их особенности поведения. Поэтому маме и папе нужно всегда помнить: они образец для малыша!
Некоторые приемы:
Многих родителей волнует вопрос, когда же им нужно начинать воспитывать ребенка. Правильный ответ один: с первого года жизни. Не стоит думать, что младенцы несмышленые и не могут анализировать происходящее.
1. Ребенок раскидывает игрушки, пачкает их, а мама в это время умиляется и хвалит его. Ей эта ситуация может казаться забавной, но малыш запомнит ее реакцию. Нужно ли будет ему придерживаться порядка в доме? Нет. Поэтому ребенку сразу начинают прививать навыки самообслуживания.
2. Его приучают умываться, мыть руки, чистить зубы, расчесывать и т.п. — у него появляется потребность в опрятности.
3. Малыша приучают не только самостоятельно кушать, но и делать это красиво. Для этого ему не разрешают баловаться с едой, за столом и мешать другим есть. Сразу приучают дошкольника пользоваться столовыми приборами. У него не будет получаться с первого раза, но в этом нет ничего страшного, постепенно он освоится.
4. Вежливости малыша учат в реальных ситуациях. Например, придя на прием к врачу, его просят поздороваться с доктором. Родители показываю ему, когда благодарить, извиняться, просить.
5. Приучают к порядку в общественных местах с малых лет. Например, во время представления в цирке или в кинотеатре нельзя шуметь, шуршать обертками, спрашивать о чем-то. Будьте готовы обосновать требование. Например, шум во время представления помешает артистам и другим зрителям.
При проведении тренинга по коррекции детско-родительских отношений «Принципы позитивного воспитания» специалисты ставили перед собой задачу создание условий для эмоционального сближения членов семьи, улучшение взаимодействия «родитель-ребенок», формирование у каждого из участников тренинга чувства эмпатии.
В тренинге использовались упражнения, которые помогли сконцентрироваться на главном и общем, способствовали снятию телесного и эмоционального напряжения, помогли родителям лучше понять своих детей, поменяться с ними местами и вновь окунуться в мир детства, тем самым лучше прочувствовать переживания своего ребенка. Мы уверены, что наш тренинг для участников будет еще одним шагом к сплоченной и дружной семье.