Вы здесь: Главная
...Цитата:
"Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать".
Сегодня на занятии мы с детьми повторили знания о семи базовых эмоциях, учились их выражать и распознавать, понимать причины возникновения этих эмоций у себя и других людей. При обсуждении ситуаций, изображенных на карточках, мы учились делать верные предположения о причинах возникновения эмоций и событиях, предшествующих данной ситуации. Творческие задания и игры позволили детям научиться осознавать свои чувства и находить способы выражать их в безопасной и поддерживающей среде. На занятии участники также закрепили знания по саморегуляции, что поможет им в дальнейшем контролировать свои эмоции.
Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь, являясь одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и найти путь к решению, вызывает положительные эмоции.
На очередном занятии с сиблингами специалисты использовали арт-терапевтические методики, позволяющие в доступной для детей форме проработать и осознать особенности межличностного взаимодействия в контактах друг с другом. Упражнения «Каракули», «Метафорический автопортрет» помогли участникам расширить эмоциональный опыт, снизить эмоциональное и мышечное напряжение. Работа в паре способствовала созданию позитивных межличностных отношений, целенаправленному формированию родственных взаимоотношений.
В нашу службу обращаются не только родители лишенные родительских прав, чьи дети проживают в нашем детском доме, но и родители, чьи дети проживают в других детских учреждениях или находятся под опекой и расстояние между ними не позволяет восстановить, сформировать или подкорректировать детско – родительские взаимоотношение. Если с первой категорией родителей проще взаимодействовать по коррекции детско – родительских отношений, то со второй категорией пока они не восстановятся в родительских правах, и не заберут ребенка в кровную семью, нет возможности работать именно с родителем и ребенком одновременно.
Но выход есть, после соединения семьи, мы всегда их приглашаем на клубные мероприятия. Устанавливаем и развиваем отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. Улучшаем понимание родителями собственного ребенка, его особенностей и закономерностей в развитии. Вырабатываем навыки адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов и т.д..
Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками
Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры - лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к психологу.
1. Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками. Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.
2. Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие. Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка в школьном коллективе. Ребенок привыкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением.
В ситуации, когда есть конкретный обидчик (учитель или одноклассник), родители часто стремятся сами «разобраться» с ним. Они идут жаловаться администрации на несправедливое отношение к их ребенку со стороны учителя. Если же ребенка травят одноклассники, то родители, придя в школу, отчитывают обидчика, угрожают ему или делают выговор его родителям. К сожалению, такие поступки не помогают, а вредят ребенку.
Иногда приходится наблюдать очень некрасивые сцены, когда родители обидчика и жертвы кричат, оскорбляя друг друга на глазах у ребят. Естественно, такой пример «разрешения» конфликтов не является полезным для детей. Кроме того, подобным заступничеством родители оказывают своему ребенку медвежью услугу.
3. Родители, обратившиеся за помощью, осознают, что ребенку плохо в классе в силу особенностей его личности.
Они готовы сотрудничать с психологом и классным руководителем и помогать ребенку. Такой тип реакции встречается чаще всего. Проблема отвергаемых детей - это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.
Не каждый родитель может признать, что его ласковый, добрый ребенок может получать удовольствие, унижая сверстника.
Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговидные поступки. В этом случае им следует постараться объяснить ему, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах жертвы,
что недопустимо обзывать других, смеяться над ними - пусть поставит себя на их место.
Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы.
Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.
Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.
Внимание!
Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте. Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому, скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.
Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок подходит и резко кусается или делает вид, что не слышит, может плакать без видимых причин, он делает это не из-за злости, гнева, обиды. Так он выражает эмоции. В силу незрелости нервной системы детям бывает сложно словами рассказать свои чувства.
Эмоциональный интеллект:
Крик, повышенный голос, оскорбления — все это признаки того, что человек не контролирует свои эмоции. В чрезвычайной ситуации это может привести к проблемам. Но и полный отказ от чувств, и равнодушие не выход. Подавляемые эмоции могут прорваться в любой момент.
Эмоциональный интеллект позволяет правильно определять свои чувства. С помощью него человек может правильно их выразить и проработать. От уровня развития эмоционального интеллекта зависит способность устанавливать и поддерживать отношения.
Многое дети перенимают какие – то привычки от родителей и выражение чувств в том числе. Поэтому если глава семейства любит зло покричать, то пусть не удивляется, когда ребенок поступит точно так же.
Нельзя запрещать ребенку что-то чувствовать и проявлять. Например, стыдить мальчика за слезы, а девочку за недостаточную эмоциональность. Все по-разному проявляют свои эмоции и нужно научить детей это применять.
Основная стратегия:
Для начала необходимо научиться распознавать эмоции. Для этого с ребенком разбирают разные типы чувств — грусть, злость, отчаяние, гнев и т.д. Обязательно нужно использовать наглядный материал в виде карточек с разными выражениями лица.
После изучения теории переходят к практике. Сложнее всего ребенку понять, что именно он чувствует в этот момент. Поэтому ему нужно помочь в этом деле. Например, спросить, что значит, если его переполняет радость, хочется смеяться и улыбаться. Это чувство счастья.
Следующий этап — определение причин состояния. Если ребенок зол, то нужно спросить, почему у него такое чувство. Его расстроил поступок взрослого, он поругался с другом или случилось еще что-то. Нельзя высмеивать причину появления эмоции. Это вызовет только желание замкнуться.
Очередной шаг — назвать эмоции. Не нужно ждать, что трехлетний малыш подробно и связно поведает о своих ощущениях. Взрослый может помочь в этом деле. Для этого используют наводящие вопросы.
Новый шаг — выражать эмоции. Нет, при злости нельзя никого бить или пытаться укусить. Но можно проговорить свои чувства, обозначить их. Важно не разделять эмоции на плохие или хорошие. Они все нужны для работы нервной системы. Чувство отрицательные эмоции нормально и это часть любой личности.
Самое сложное — это управлять чувствами. Ждать от дошкольника идеального поведения не стоит. Но можно поощрять желаемые результаты. А родителю всякий раз стоит вдыхать полной грудью, считать до 10 и убеждать себя, что все пройдет.
Постепенно ребенка научится, что бить кого-то или кусать не лучшая идея. Но можно поступать более цивилизованными способами. Например, если сильно хочется — можно побить подушку. Не пытайтесь избавить ребенка от любой эмоции. Это приведет к негативным последствиям.