...Цитата:


"Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать".

Get Adobe Flash player

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Нас посетили

1.png0.png5.png6.png9.png7.png
Сегодня27
Вчера294
За неделю409
За месяц3740
Всего105697

Сейчас на сайте

1
Online

24.04.2024

Облако тегов

 Кризисные ситуации в жизни ребенка и как пережить их вместе!

Все мы знаем, что с подростком просто не бывает, в период переходного возраста у него перестраиваются отношений с ровесниками, с обществом, с собой, с родителями. Это заставляет ребенка меняться, он становится непредсказуем, чем пугает родных. Как пройти через кризис и сохранить отношения?

Переходный возраст подростка проживает вся семья. В кризис вовлечены и родители, и сам ребенок.

Давайте перечислим ситуации, которые могут быть кризисными для подростка или влиять на смену его поведения:

  1. Несчастная любовь или разрыв отношений с другом;
  2. Ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
  3. Травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
  4. Тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжелая болезнь); 
  5. Неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (скандалы, развод родителей).

Что делать родителям:

Разговаривать, поддерживать эмоциональную связь с подростком. Выражать поддержку способами, близкими и понятными именно вашему ребенку (это могут быть объятия, совместные занятия, подарки, вкусная еда, похвала). Направлять эмоции ребенка в социально приемлемые формы (агрессию в активные виды спорта, физические нагрузки; душевные переживания в доверительные разговоры с близкими, творчество).

Помогать конструктивно решать проблемы с учебой. Помнить, что физическое и психологическое благополучие ребенка важнее школьных оценок.

При необходимости обращаться за консультацией к специалисту (неврологу, детскому психологу, психиатру, семейному психологу — в зависимости от ситуации).

Как вести разговор с подростком:

  1. Успокоиться самому;
  2. Уделить все внимание ребенку.
  3. Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет;
  4. Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи;
  5. Дать ребенку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;

Фразы, которые лучше не произносить:

  1. «Когда я был в твоем возрасте...»; 
  2. «Да ты просто лентяй!»;
  3. «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»;
  4. «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».

Эмоциональная поддержка:

Чтобы поддержка родителей принесла реальную помощь, необходимо придерживаться в разговоре с ребенком нескольких простых правил:

Активное слушание: пересказать то, что ребенок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что ...?»

Проясняйте его намеренья: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

Расширите его перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»

Нормализируйте ситуацию: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки депрессивного состояния, такие как:

  1. Снижение интереса, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась;
  2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению;
  3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания;
  4. Изменения сна и/или аппетита;
  5. Вялость, хроническая усталость;
  6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности;
  7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком и т. д..

Не стоит трактовать их как обычный возрастной кризис. Необходимо срочно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

Куда обращаться в кризисных ситуациях:

В нашем городе, к сожалению, нет психологических кризисных центров, поэтому самый быстрый и доступные способ, это позвонить на Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно) 8-800-200-01-22. Психологическое, экстренное консультирование, как детям, так и взрослым.

Что почитать, чтобы сохранить контакт:

Родителям

Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» (АСТ, 2008).

Ирина Млодик «Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему» (Генезис, 2009).

Дима Зицер «Любить нельзя воспитывать» (Клевер – Медиа - Групп, 2018).

Марвин Маршалл «Воспитание без стресса» («Эксмо». 2013).

Детям и подросткам

Оскар Бренифье «Что такое чувства?», (Клевер – Медиа - Групп, 2011).

Оскар Бренифье «Смысл жизни» (Клевер – Медиа - Групп, 2011).

Ирина Млодик «Как строить мосты, а не стены. Книга для детей неидеальных родителей» (Феникс, 2013).

И, конечно же, родителям нужно всегда помнить:

  1. То, что взрослому кажется пустяком, для ребёнка может быть поводом для очень серьёзных душевных переживаний;
  2. У подростков ещё недостаточно жизненного опыта для конструктивного решения проблем, им может показаться, что уход из жизни – лучший выход из кризисной ситуации;
  3. Родители могут помочь своему ребёнку, если вовремя заметят у него признаки кризисного состояния и поговорят с ним, они очень редко напрямую просят им помочь или поговорить с ними, гораздо чаще они делают это косвенным образом, поэтому будьте внимательны к состоянию своего ребёнка и проявляйте искреннюю активную заинтересованность в его жизни.

 

 

 

Copyright © 2024 Служба по профилактике социального сиротства  Rights Reserved.