...Цитата:
"Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать".
С какого возраста ребенку нужен свой смартфон: мнение психолога.
«На, поиграй или посмотри мультик!» — эти фразы мы слышим, когда родители протягивают своему ребенку смартфон или планшет, чтобы малыш успокоился и дал маме хотя бы 5 минут тишины. Некоторое время это работает, но в какой-то момент ребёнок топает ножкой и говорит: «Хочу свой!». В каком возрасте детям стоит купить свой собственный смартфон и почему этого не стоит бояться.
Ребёнкас телефоном в руках можно заметить уже в возрасте года, а то и раньше. Родители включают весёлые песенки, картинки, мультики, чтобы отвлечь и успокоить его. Ну, а если мама и папа раз за разом разрешают поиграть с гаджетов, то через какое-то время ребёнок начнёт воспринимать это как должное и будет требовать его возвращения. Но в этом возрасте иметь личный смартфон ребёнку просто ни к чему.
С возрастом, а также с развитием мелкой моторики и умственных процессов, дети учатся сами управлять чудом техники. Им хочется ярких красок, звуков, долгих минут игрового взаимодействия с телефоном. И вновь взрослый разрешает, но уже в возрасте 3 лет он может столкнуться с импульсивным сопротивлением при попытке забрать телефон у ребёнка (знакома ситуация). Ваш ребенок считает гаджет своей собственностью, но в возрасте 3−5 лет смартфон также не является необходимостью.
Хорошо, если у ребёнка есть не абсолютный доступ к телефону, если он пользуется только его определенными функциями. Маленькому человеку интересно позвонить бабушке в другой город, посмотреть фотографии с дня рождения, загрузить игру. Ребёнок учиться познавать мир, пусть и в виртуальной реальности. Но чаще всего взрослый открывает широкий доступ к телефону, как средству, способному «занять» ребёнка, так как у самого нет времени или желания на это. Когда у родителя не получается предложить альтернативы, ребёнок вовлекается в смартфон «с головой». И если телефон в руках у ребёнка находится круглосуточно, то это — ответственность только взрослого.
Обратная ситуация происходит, если родитель запрещает брать свои гаджеты, строго контролируя исполнение ребёнком введённого запрета. А когда малыш поддаётся интересу к телефону, который бывает в руках взрослого весьма часто, то он подвергается наказанию.
Золотой серединой можно назвать тот вариант, когда родители разрешают дошкольнику иметь свой современный источник связи, но в упрощенной версии — с кнопками для звонка и другими простейшими функциями. Для дошкольного возраста этих функций достаточно для ребенка, который мечтает о собственной «взрослой игрушке».
Начиная со школьного возраста, родителям стоит принимать в расчёт особенности современного мира, который диктует свои правила. Если вы долго не покупают ребёнку телефон, считая его источником всех проблем, это может привести к проблемам с принятием в социуме. Вместо того, чтобы изолировать вашего ребенка от «опасного виртуального мира», лучше подробно изучить тему и настроить функции родительского контроля, чтобы снизить свой уровень тревоги. Ведь в обязанности родителя, в том числе, входит задача научить ребёнка встречаться с трудностями, решать их, а также правильно использовать современные технологии.
В основном родители сомневаются, стоит ли покупать телефон, потому что волнуются, что ребёнок в нем «пропадет». Чтобы этого не произошло, уровень включенности родителя в жизнь ребёнка должен быть качественно повышен. Когда совместно проведённого времени достаточно, когда есть пространство для взаимодействия родителей и детей, то у них нет острой необходимости искать замену недостающему вниманию в телефоне. И тогда вместо конфликтных запретов на гаджет со стороны взрослого звучит приглашение к совместной деятельности.
Один из вечных вопросов родителей, повод для тревог и переживаний, жарких дискуссий и споров — наказывать детей или нет? Если да, то как делать это правильно, так, чтобы не причинить вред неустойчивой детской психике? Если не наказывать, то где гарантии, что ребёнок не вырастет избалованным эгоистом. Одни родители, считают, что ребенка наказывать надо обязательно, применяя физическую силу, не жалея, иначе ничего путного из него не вырастет. Другая крайность — избегать любых наказаний, оправдывая это тем, что ребенок «маленький, он просто не понимает, что делает, он не специально, с ним просто нужно уметь договариваться» и так далее.
На самом деле, ни первый, ни второй вариант недопустимы. Применять физическое и моральное насилие (угрожать, не разговаривать, шантажировать, кричать) к ребёнку нельзя ни в коем случае. Конечно, бывают такие случаи, когда родитель под воздействием эмоций теряет контроль и может шлёпнуть или повысить голос, но намеренно заставлять ребёнка испытывать страдания — значит не оставить ему шанса на развитие таких чувств как сострадание, сожаление, не дать ему возможности осознать, что он важен и дорог.
Чтобы разобраться в том, как можно наказывать ребёнка так, чтобы это имело смысл, нужно понять, что такое наказание, в чём его назначение? Чего мы — родители — хотим добиться, наказывая своих детей?
Этимологически слово «наказание» происходит от глагола «казать» — то есть наставлять, показывать. Тогда логично, что «наказание» — это нечто, что мы используем для того, чтобы направить ребенка на правильный путь, очертить для него границы дозволенного.
Следующий вопрос: каким должно быть наказание, чтобы ребенок действительно осознал, что он поступил неверно, извлек из случившегося урок и усвоил полученный опыт?
Для того, чтобы наказания принесли пользу, а не становились просто способом разрядки расстроенного, уставшего, беспомощного родителя, нужно соблюдать следующие правила:
Всегда, при любых обстоятельствах помните о самой большой ценности, которая у нас есть — о душевной связи с ребёнком.
Рубрика: ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ
Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок подходит и резко кусается или делает вид, что не слышит, может плакать без видимых причин, он делает это не из-за злости, гнева, обиды. Так он выражает эмоции. В силу незрелости нервной системы детям бывает сложно словами рассказать свои чувства.
Эмоциональный интеллект:
Крик, повышенный голос, оскорбления — все это признаки того, что человек не контролирует свои эмоции. В чрезвычайной ситуации это может привести к проблемам. Но и полный отказ от чувств, и равнодушие не выход. Подавляемые эмоции могут прорваться в любой момент.
Эмоциональный интеллект позволяет правильно определять свои чувства. С помощью него человек может правильно их выразить и проработать. От уровня развития эмоционального интеллекта зависит способность устанавливать и поддерживать отношения.
Многое дети перенимают какие – то привычки от родителей и выражение чувств в том числе. Поэтому если глава семейства любит зло покричать, то пусть не удивляется, когда ребенок поступит точно так же.
Нельзя запрещать ребенку что-то чувствовать и проявлять. Например, стыдить мальчика за слезы, а девочку за недостаточную эмоциональность. Все по-разному проявляют свои эмоции и нужно научить детей это применять.
Основная стратегия:
Для начала необходимо научиться распознавать эмоции. Для этого с ребенком разбирают разные типы чувств — грусть, злость, отчаяние, гнев и т.д. Обязательно нужно использовать наглядный материал в виде карточек с разными выражениями лица.
После изучения теории переходят к практике. Сложнее всего ребенку понять, что именно он чувствует в этот момент. Поэтому ему нужно помочь в этом деле. Например, спросить, что значит, если его переполняет радость, хочется смеяться и улыбаться. Это чувство счастья.
Следующий этап — определение причин состояния. Если ребенок зол, то нужно спросить, почему у него такое чувство. Его расстроил поступок взрослого, он поругался с другом или случилось еще что-то. Нельзя высмеивать причину появления эмоции. Это вызовет только желание замкнуться.
Очередной шаг — назвать эмоции. Не нужно ждать, что трехлетний малыш подробно и связно поведает о своих ощущениях. Взрослый может помочь в этом деле. Для этого используют наводящие вопросы.
Новый шаг — выражать эмоции. Нет, при злости нельзя никого бить или пытаться укусить. Но можно проговорить свои чувства, обозначить их. Важно не разделять эмоции на плохие или хорошие. Они все нужны для работы нервной системы. Чувство отрицательные эмоции нормально и это часть любой личности.
Самое сложное — это управлять чувствами. Ждать от дошкольника идеального поведения не стоит. Но можно поощрять желаемые результаты. А родителю всякий раз стоит вдыхать полной грудью, считать до 10 и убеждать себя, что все пройдет.
Постепенно ребенка научится, что бить кого-то или кусать не лучшая идея. Но можно поступать более цивилизованными способами. Например, если сильно хочется — можно побить подушку. Не пытайтесь избавить ребенка от любой эмоции. Это приведет к негативным последствиям.
Так ли нужен режим дня?
XXI век по праву можно считать временем противоречий в воспитании детей. Мамы и папы в таком обилии информации не могут выбрать что-то определённое.
Особенности понятия.
Некоторые взрослые считают режим пережитком прошлого. В яслях, садике, школе, потом на работе — человек находился в каких-то рамках. В наше время считается, что ребенок свободная личность, и он может выбирать сам, нет, не может. В силу своего возраста и отсутствия жизненного опыта малыш не выставит себе рамки. Поэтому он нуждается в родительских ограничениях. Только так получится вырастить человека со стабильной психикой. Особенно это касается детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Родителям важно понимать особенности детской психики. Поэтому задача родителей создать не систему строгих требований «ложимся строго в 21:00», а режим, который позволяет разделить сутки на определенные действия. Например, в час дня малыш ложится спать, а в это время взрослый читает ему книгу.
В чем опасность?
Кто-то считает, что режим нужен только для детского сада, но это не так. Если ребенок сам решает, что ему делать — это прямой путь к выращиванию тирана. Родитель главный в семье и это нормально. Поэтому мама и папа задают ритм дня, определяют, что делать. Важно предоставлять режим дня не как диктатуру, а как необходимость жизни. Так все подчиняются правилам.
В тоже время режим не должен быть перегруженным и содержать десяток дел. Все же ребенку оставляют свободное время для игр и прочих развлечений.
Как составить?
Итак, режим дня для дошкольника очень важен и от него зависит процесс развития. Но малыш не умеет читать и делать ему расписание бесполезно. Поэтому лучше пойти иным путем. На видное место вешается плакат с цветными картинками. Например, утренняя часть отмечается знаком солнышка и на ней размещают иконки с умыванием, завтраком, сборами в садик. Некоторых родителей может останавливать отсутствие навыков рисования. В таком случае можно обойтись готовыми плакатами.
В 6-7 лет ребенку можно объяснять категории времени: сегодня, завтра, вчера, утренние, дневные и вечерние часы и т.п.
Если дошкольник с ранних лет привыкнет жить по режиму, то ему будет легче адаптироваться к школе. Особенно это важно для выполнения домашнего задания, так как родители не должны его постоянно контролировать. Режим позволяет человеку меньше тратить энергии. У него вырабатываются определенные реакции. Например, он привыкает, есть в одно время и это позволяет избегать переедания. Если малыш всегда ложится в определённый час, то его мозг будет заранее готовиться к отдыху. Соблюдение режима дня хорошо сказывается на иммунитете и психике.
Учимся контролировать эмоции и спокойно обсуждать трудности у детей
Безответственность ребенка → срыв мамы → чувство вины. Многим семьям знаком этот сценарий.
У этого замкнутого круга есть еще один опасный побочный эффект. Ученые выяснили, что излишняя грубость, крики и наказания в воспитании способны привести к уменьшению мозга у детей.
Уже доказано, что любое насилие — физическое, эмоциональное, сексуальное — по отношению к детям приводит к уменьшению префронтальной коры и миндалевидного тела. А это те зоны мозга, которые отвечают за регуляции тревожных и депрессивных состояний.
Такие дети вырастают в неуверенных в себе, тревожных взрослых, зависящих от чужого мнения. Они ищут одобрения и готовы все силы бросить на то, чтобы доказать окружающим, что они достойны внимания и любви. Увы, часто они одиноки и несчастны, даже если внешне благополучны.
КРИКИ И НАКАЗАНИЯ НЕ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМ, а лишь затягивают всю семью в яму, полную обид, гнева, раздражения, ненависти.
Безусловно, иногда эмоции бывают очень интенсивными, и нередко это зависит от состояния нервной системы человека. От эмоций нельзя избавиться, но можно научиться их контролировать.
• Проговаривайте про себя свои эмоции. Как только вы скажете себе: «Я разозлилась», вы уже возьмете эту эмоцию под контроль.
• Как только вы это осознали, остановитесь на несколько секунд.
• Поставьте себя на место ребенка: сочувствие, умение понять и принять поведение ребенка поможет вам в управлении вашими эмоциями.
• Подумайте, хотите ли вы конфликта? Если ответ отрицательный, то постарайтесь придумать максимально адекватный выход из сложившейся ситуации. Всегда важно удерживать в голове цель, конечный результат, который вы хотите получить.
Безусловно, воспитание детей, как и любой другой процесс коммуникации между людьми, несет в себе не только позитивные, но и негативные эмоции.
Если вы уж обрушились на ребенка с гневом, то, остыв, подойдите и извинитесь. Скажите о том, что вы чувствовали в том момент, почему вы это чувствовали. И спросите у ребенка, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию. Возможно, он подскажет, что нужно сделать. Научитесь справляться с негативными эмоциями, и процесс общения с ребенком станет гораздо приятнее.