...Цитата:


"Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать".

Get Adobe Flash player

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Нас посетили

1.png0.png6.png4.png3.png6.png
Сегодня28
Вчера113
За неделю1148
За месяц4479
Всего106436

Сейчас на сайте

1
Online

28.04.2024

Облако тегов

Ребёнок наделен правами от рождения до 15 лет:

С рождения

Родившись, ребенок приобретает право на гражданство, обладает правоспособностью по гражданскому праву, имеет право на имя, отчество, фамилию;

 Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов;

На имя ребенка может быть открыт счет в банке.

С 1,5 лет

Полуторагодовалый гражданин имеет право посещать ясли.

C 3 лет

Трехлетний гражданин вправе посещать детский сад.

C 6 лет

Шестилетний гражданин в праве:

Посещать школу (с 6 лет и 6 месяцев, в исключительных случаях и в более раннем возрасте);

В праве самостоятельно заключать: мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение прибыли, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации, сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия его, третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства.

C 10 лет

Десятилетний гражданин:

Дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;

Дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;

Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, после расторжения брака, он хотел бы проживать;

Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

Может вступать в детские общественные объединения.

C 14 лет

Четырнадцатилетний гражданин:

Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;

Может выбирать место жительства (с согласия родителей);

Вправе с согласия родителей вступать в любые сделки;

Вправе самостоятельно распоряжаться своим доходом, зарплатой, стипендией;

Осуществлять свои авторские права, как результат своей интеллектуальной деятельности;

Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

Имеет право на получение паспорта;

Может быть разрешено, вступать в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность);

Допускается поступление на работу с согласия одного из родителей (законного представителя) и органа опеки и попечительства учащихся для выполнения в свободное от учебы времени легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, и не нарушающего процесса обучения (не более 24 часов в неделю);

Имеет право требовать отмены усыновления;

Может обучаться вождению мотоцикла;

Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и другие преступления, предусмотренные УК РФ);

Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причиненный имущественный вред;

Может быть исключен из школы за нарушения;

Вправе самостоятельно обратиться в суд за защитой прав при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами;

Вправе переменить свое имя, включающее в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», устанавливающий основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. 

Основные права человека (ребенка) указаны в Конституции РФ. Права человека, как и права ребенка, начинаются справа на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Дети граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание. 

Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми, взрослыми и детьми, которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, действует и обогащается. Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев,  семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, это его отношения с родителями, матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка, это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.

Однако сама по себе тема защиты прав ребенка ассоциируется, прежде всего, с семейным правом, Семейным кодексом РФ.

Права несовершеннолетних детей, в первую очередь закрепляются в главе 11 Семейного кодекса РФ:

  1. Право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ). Право ребенка на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие предполагает предоставление каждому ребенку в семье возможности расти физически и духовно здоровым, способным к полноценной самостоятельной жизни. Ребенок имеет право на совместное проживание со своими родителями (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам).

           2.Право на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право ребенка знать своих родителей. Происхождение детей от конкретных родителей является основанием для возникновения правовых отношений между родителями и детьми независимо от того, состоят ли родители в браке или нет, проживают ли они совместно или раздельно.

3.Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ).

4.Право ребенка выражать свое мнение. Закрепление этого права подчеркивает, что и в семье ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении тех вопросов, которые непосредственно затрагивают его интересы (Статья 12 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 57 СК).

5.Право ребенка на имя (ст. 58 СК РФ). Оно включает в себя имя, данное ребенку при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам.

6.Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребенка, вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя (ст. 59 СК РФ).

7.Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V Семейного кодекса РФ (ст. 60 СК РФ). Ребенок является собственником принадлежащего ему имущества и приносимых им доходов. 

8.Уважение человеческого достоинства ребенка родителями и другими членами семьи также оказывает существенное влияние на развитие полноценной личности. При воспитании ребенка должно исключаться пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение (ч. 1 ст. 65 СК РФ).

 

 

           Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей.       Данный документ действовал в течение 36 лет. Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).

Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:

1.  Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.

2.  Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.

3.  Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

4.  Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие, с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовой и послеродовой уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

5.  Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.

6.  Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это, возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности, малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

7.  Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому, он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит, прежде всего, на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием, общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

8.  Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

9.  Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли, в какой бы то ни было форме.

10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума, ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа, или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Во многих странах указанный документ послужил базой для принятия законов, регулирующих статус детей. Все российские правовые акты в этой сфере берут своё начало из этих десяти принципов декларации.

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. 


           В статье 3 Конвенции ООН о правах ребенка говорится: 

«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры». 

«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18). 

Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей, как в обществе, так и в семье. Трудно сказать, в чем причина такого явления и кто виноват в этом, государство или семья. Очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции теряют смысл или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка.

Термин «права ребенка» достаточно часто используется не только в речи государственных деятелей и СМИ, но и в обиходе обычных родителей. В первой части  попробуем разобраться, что же это такое «ПРАВА РЕБЕНКА», где и кем они прописаны. 

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (Всеобщая декларация прав человека, статья 25).

Права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения (Всеобщая декларация прав ребёнка).

В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются: 

  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации.
  • Нормативные акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
  • Уставы дошкольного образовательного учреждения, школы.

Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которые должны соответствовать нормам российского права. Среди них самыми значимыми являются: 

  • Всеобщая декларация прав человека (1949 год).
  • Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Copyright © 2024 Служба по профилактике социального сиротства  Rights Reserved.