Вы здесь: Главная
...Цитата:
"Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать".
Всем бы нам хотелось жить в мире идеальных семей, послушные дети беспрекословно выполняют пожелания взрослых, тихонечко играют в другой комнате и кушают то, что родители считаю полезным. Но это не так, и даже самые послушные дети порой бунтуют. Однажды покладистый и милый ребенок начинает позволять себе критические замечания в мамин или папин адрес. И что с этим делать, как реагировать на детскую критику?
Причины: Ребенок растет и он самоутверждается, начинает укреплять свои позиции в семье, пытается показать свою значимость. Не редко в детской критике виноваты сами родители, которые употребляют выражения типа «у меня руки не из того места растут», «вечно я все теряю», «что же я такая бестолковая». Если мама сама так говорит о себе, то это не вызывает сомнений. Стоит ли удивляться, что однажды ребенок повторит эти выражения, ни в коем случае не желая обидеть. Он просто повторяет то, что слышит.
Когда родители и другие родственники критикуют друг руга в присутствии ребенка, то рано или поздно к всеобщей критике присоединится и ваш ребенок, который просто посчитает такое поведение нормой.
За критическими замечаниями ребенка может скрываться желание привлечь к себе внимание. Это происходит тогда, когда ребенок испытывает дефицит общения, внимания, ласки.
Как реагировать взрослому на критику: нельзя обижаться и резко обрывать ребенка. Такое поведение может навсегда отбить у него желание высказывать собственное мнение, а также спровоцировать конфликт, грозящий перейти в противостояние сторон, из которого не так просто будет выйти. Тут поможет разговор, где вы скажете, что вас обидело, а что заставило задуматься; не позволяйте переходить границы. Ситуации, когда маленькие дети критикуют стиль одежды родителей или высказываются о размере их зарплаты, — недопустимы. Объясняйте детям, где здоровая критика, а где уже хамство; ребенок не сразу решается хамить, поэтому при первых попытках «высказать свое мнение», объясняйте, как правильно это сделать. Критиковать можно и нужно, ребенку это даже полезно. Необходимо донести до чада, что критика не имеет цели кого-либо обидеть. Суть ее в том, чтобы обратить внимание человека нате или иные недостатки.
Правила критики:
Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет. Приняв в 1959 г. краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка (1989г.).
Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:
1. Ребёнку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребёнка или его семьи.
2. Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
3. Ребёнку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
4. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие, с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовой и послеродовой уход. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
5. Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режимы, образование и заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
6. Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это, возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности, малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
7. Ребёнок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому, он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребёнка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение, эта ответственность лежит, прежде всего, на его родителях. Ребёнку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием, общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
8. Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
9. Ребёнок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли, в какой бы то ни было форме.
10. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума, ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа, или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
11. Ребёнок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Во многих странах указанный документ послужил базой для принятия законов, регулирующих статус детей. Все российские правовые акты в этой сфере берут своё начало из этих десяти принципов декларации.
Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.
В статье 3 Конвенции ООН о правах ребенка говорится:
«Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры».
«Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы» (ст. 18).
Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.).
Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей, как в обществе, так и в семье. Трудно сказать, в чем причина такого явления и кто виноват в этом, государство или семья. Очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции теряют смысл или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка.
Термин «права ребенка» достаточно часто используется не только в речи государственных деятелей и СМИ, но и в обиходе обычных родителей. В первой части попробуем разобраться, что же это такое «ПРАВА РЕБЕНКА», где и кем они прописаны.
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (Всеобщая декларация прав человека, статья 25).
Права ребенка – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения (Всеобщая декларация прав ребёнка).
В Российской федерации основными нормативно-правовыми документами по правам ребёнка являются:
Наряду с национальными законодательными актами действуют международные документы, которые должны соответствовать нормам российского права. Среди них самыми значимыми являются:
Семья в жизни ребёнка самый первый и главный социальный институт. Мы привыкли слышать, что семья, это там, где тепло, царит взаимопонимание и взаимоуважение, то место, куда тебе хочется приходить и возвращаться. Однако если присмотреться, оказывается, что это не совсем так. Нет совершенных семей. Вот и эта история про одну такую семью.
Специалист службы по профилактике социального сиротства была знакома с этой семьёй ещё до того как мать лишили родительских прав, так как она состояла на учёте и была признана находящейся в социально-опасном положении. Поэтому увидев знакомого мальчишку в учреждении, сразу поехала по месту проживания матери узнать, что же произошло, и из-за чего лишили родительских прав.
В ходе разговора, женщина поведала всю свою историю семейной жизни и очень просила о помощи в возврате ребёнка в кровную семью.
После развода познакомилась с мужчиной, он ей казался ласковым, заботливым, затем у них родился ребёнок, были у малыша проблемы со здоровьем, но они с этой проблемой справились. Муж работал вахтовым методом, поэтому распитие спиртных напитков во время отдыха не считала какой-то зависимостью, ну приехал уставший, нужно расслабиться, вместе с ним выпила рюмку, другую во время ужина, все так живут… это же не алкогольная зависимость, как считают многие…
Затем отец семейства в пьяном состоянии начал применять физическую силу в отношении матери, приревновал, потом конечно долго извинялся, дарил цветы, говорил, что это было в первый и последний раз.
Потом такая ситуация повторилась, сама себя уговорила: «Бьёт - значит любит», «у нас растёт сын, дети должны жить и воспитываться в полной семье»… Не заметно для себя уже начала привыкать к такому отношению, стала вместе с ним пить, чтобы смягчить его агрессию. Не раз обращалась с побоями в медицинское учреждение, последнее увечие - это пробитая голова. Конечно же, на скандалы с драками соседи естественно вызывали наряд полиции, так наша семья оказалась в поле зрения службы по делам несовершеннолетних. И в один « из прекрасных дней» нашла в своём почтовом ящике повестку в суд, куда правоохранительные и социальные органы подали исковое заявление о лишении меня родительских прав. После суда не знала с чего начать, всё время плакала, скучала по сыну, а когда увидела специалиста из детского дома, сразу поняла: «Вот моя помощь и опора!»
С помощью квалифицированной помощи специалистов службы по профилактике социального сиротства детского дома, я смогла исправить все совершённые мною ошибки и вернуть сына домой.
И только тогда я поняла для себя, что за весёлые искорки в глазах своего ребенка, его звонкий смех и даже капризы готова и дальше меняться в лучшую сторону, чтобы в будущем мой сын мог мною гордиться и с любовью и нежностью произносить слово «МАМА»!