Вы здесь: Главная
...Цитата:
"Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать".
Последствия проживает ребенка в детском доме (продолжение):
Еще недавно в обществе были совершенно иные представления о том, где лучше находиться ребенку-сироте, большинство считало, что лучше детского дома ничего и быть не может. Ведь эти учреждения обладают возможностью содержания и профессионального ухода за детьми, здесь им безопасно, они воспитываются в коллективе. Однако сейчас эксперты в один голос утверждают, что воспитание в детском доме влечет за собой существенные риски — у выпускников сиротских учреждений вырабатывается иждивенческая позиция, у них существенно ограничены возможности и права на самореализацию (образование, трудоустройство).
В семье ребенок учится жить в обществе, усваивает его нормы и правила. В системе детского дома этого не происходит по многим причинам. Одна из главных проблем — отсутствие личных границ. У детей в детском доме все общее, включая игрушки и вещи. У них нет, и не бывает замков — ни в тумбочках, ни в туалетах, ни в комнатах, у ребенка в принципе нет никакого личного пространства. Плюс, конечно, поток волонтеров и гостей, которые приходят вне зависимости от того хочешь ты их принимать и видеть или нет. В обществе человек, не умеющий понимать границы, обречен, быть изгоем.
Так же у детей, которые проживают в детском доме, в принципе нет навыка, что-то выбирать. От одежды и еды, до жизненного пути и интересов, за них все решено. У сирот появляется выученная беспомощность: они не верят, что могут на что-то повлиять. Кроме этого, формируется иждивенческая модель поведения. «Мне же все дают и дарят — только за статус сироты, — считает ребенок. С одной стороны, взрослые — это предатели, которым нельзя верить, с ними нельзя строить отношения. С другой — они источник благ, которым надо уметь манипулировать».
В детском доме нет примера ни одной модели поведения, которая бы пригодилась человеку во взрослой жизни. Откуда берутся деньги, почему надо работать, как ведется хозяйство, как пользоваться общественным транспортом, как общаются между собой взрослые незнакомые люди, детям из детского дома непонятно все то, что семейные дети усваивают, просто наблюдая за своим родителями. При этом у таких детей есть сформированные навыки для закрытой системы, в которой они должны понимать, кто сильный и главный, как уйти от наказания, как занять место в закрытой иерархии.
Даже временное пребывание в детдоме накладывает серьезный отпечаток на всю последующую жизнь. Это особенно травматично для совсем маленьких детей, у них не развивается естественная привязанность к родителям: к плачущим младенцам никто не подходит, их не берут на руки укачивать, у них нет своего «безопасного взрослого». Из-за отсутствия тесного эмоционального контакта с родителями у детей может развиться расстройство привязанности и в следствии сформируется психологическая травма «Ранняя сепарация от матери». Последствия дефицита материнской заботы или разлуки с матерью во многом зависит от времени их возникновения и продолжительности, в некоторых случаях они оказывают влияние на все сферы жизни ребенка: на здоровье, интеллектуальное, эмоциональное развитие ребенка, социальную адаптацию.
Продолжение следует……
На сегодняшний день одной из важнейших проблем России — это проблема обездоленных детей. На начало 2021 г. в России проживает около 45,9 тыс. детей в детских домах.
Причины попадания ребенка в детский дом:
Рассмотрим и разберем первые три причины:
1. Злоупотребление родителей алкоголя - частые запои, неумение контролировать себя, уход от реальности и, как следствие, потеря нравственных качеств и нарушение социальных норм часто делают семью опасной для жизни и здоровья ребёнка. При этом бытует мнение, что «алкоголиков не исправить». Но специалисты говорят: напротив, пусть процент «исправившихся» родителей небольшой, но те, что пошли на лечение, в дальнейшем показывают положительную динамику. У согласившихся на реабилитацию кризисы впоследствии бывают, но всё более лёгкие, и со временем сходят на нет, а ребёнок не теряет семью.
2. Уклонения от выполнения родительских обязанностей - кризисная ситуация семьи — комплексная. Но, тем не менее, есть факторы, которые встречаются чаще других. Оставление ребёнка без надзора и уклонение от воспитания занимают второе место в списке причин социального сиротства. Нередко социальными сиротами становятся дети, которые родились в неполной семье, от несовершеннолетних родителей, по причине изнасилования, в других затруднительных обстоятельствах. Несовершеннолетний остаётся без надзора, мать, другие родственники не занимаются воспитанием и содержанием ребёнка, вплоть до того, что ребенка оставляют на долгое время с чужими людьми или вообще одного.
3. Тяжелое материальное положение - тяжелое материальное положение — у 14% семей, которые отказываются от ребёнка добровольно или лишаются родительских прав решением суда. Мать, находясь в декрете и не имея поддержки, неспособна полноценно работать, чтобы прокормить ребёнка самостоятельно, особенно если она осталась без супруга. Если семья небогата, рождение ребёнка ещё сильнее понижает уровень обеспеченности. Даже если родители любят и из последних сил стараются, органы опеки могут отобрать ребёнка из-за неблагоприятных бытовых условий, отсутствия нормального питания, средств ухода, одежды и так далее или предложить временно поместить ребёнка в учреждение по заявлению. При этом причиной может быть просто случайность: основной кормилец потерял работу, сгорел дом, кто-то из родителей заболел. Нередко в эту категорию попадают неполные семьи, чаще всего многодетные, а также семьи, которые живут на одни пособия.
Продолжение следует…..
Психологи, педагоги, медики советуют: «Неважно, сколько вашим детям лет, неважно, заметили вы что-то странное в их поведении и физическом состоянии или нет – вам следует поговорить с ними о наркотиках». Этот разговор не может быть преждевременным, так же, как его никогда не поздно начать. Любым способом вы должны довести до сознания ребенка (и чем раньше, тем лучше) мысль о вреде наркотиков. Начать можно с доступных их возрасту понятий, а затем расширить их представление об этом страшном зле.
Чтобы определить, не увлекся ли их ребенок наркотиками, родителям вовсе не нужно ждать от него каких-то эксцентричных поступков. Наркотики обычно изменяют самые главные проявления жизнедеятельности ребенка его сон, аппетит, манеру одеваться, разговаривать, делая их более беспорядочными, изменчивыми от прежней нормы.
Даже если детям по 8-9 лет, они уже в состоянии заметить присутствие наркотиков (табака, алкоголя и др.) в своем доме, и первое знакомство с ними - это всего лишь удовлетворение детского любопытства. Если вы умеете разговаривать со своими детьми, вы сумеете во время подробной беседы познакомить их с наркотическими веществами, с их воздействием на организм.
Вот главное, что следует понимать детям:
Что должны родители:
Чего не должны родители:
Работа с родителями, чьи дети поступили к нам в детский дом, начинается с установления контакта с ними и поиска родственников воспитанников. Анализ особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, оценка безопасности возвращения ребенка в кровную семью, изучение намерений, жизненных перспектив и планов родителей, мотивирование родителей и родственников на общение с ребенком – все это первые шаги в работе специалистов по возвращению ребенка в семью. В течение последнего месяца с четырьмя семьями воспитанников проводилась работа по возвращению детей в кровную семью и семью родственников. Конечно, не всегда все складывается гладко и в работе с взрослыми специалистам приходится сталкиваться с сопротивлением. Но несмотря на все трудности получены положительные результаты. Из четырех семей, с которыми проводилась работа, 2 детей оформлены под временную опеку родственников, двое родителей подали исковые заявления в суд.
О пользе семейного досуга можно говорить бесконечно. Ведь именно семья играет огромную роль в развитии ребенка как личности. Культура организации досуга, конечно же, зависит от взрослых. В их обязанности входит научить своих любимых чад отдыхать с пользой для здоровья.
Семейный досуг – это уникальный шанс для родителей узнать своего ребенка, услышать, а главное понять его. Совместное времяпрепровождение способствует началу настоящей дружбы между взрослыми и детьми. Правильно и интересно организованный досуг — это яркие и запоминающиеся на всю жизнь впечатления. Взрослые по своему опыту знают, что счастливые моменты детства запоминаются на всю жизнь.
8 июля в службе по профилактике социального сиротства прошло групповое занятие на тему: «Идеи для семейного досуга». На занятии мы поговорили о правилах и видах семейного досуга, как спланировать и организовать совместный отдых. Оказывается, существует множество идей для совместного времяпровождения. Главное, к этому подойти серьезно и грамотно организовать семейный досуг. И тогда море приятных впечатлений вам обеспечено!