Вы здесь: Главная
...Цитата:
"Дети – наше будущее. Во имя будущего мы и живем на земле, и обязаны сделать все возможное, чтобы у наших детей было счастливое безоблачное детство. Ведь благополучная семья – не та, которая не имеет проблем, а та, которая находит силы их решать".
В нашей стране в последние десятилетия в российских семьях, как правило, один ребенок. Причин этому множество: и нестабильная экономическая ситуация в стране, и материальное положение жителей, и тенденция к построению карьеры у женщин, и позднее материнство и т.д..
Существует стереотип, что единственные дети избалованы и эгоистичны, не приспособлены к жизни и им трудно общаться с людьми. Так ли это?
Единственные дети получают больше любви и внимания родителей, которые проявляют повышенный интерес к ребенку и к его переживаниям. Согласно современным исследованиям, единственные дети опережают своих сверстников по речевому развитию. Родителям хватает сил, ресурсов и времени на развитие способностей одного ребенка.
Наиболее часто встречающаяся проблема, возникающая в многодетных семьях, это — ревность и соперничество детей. Так вот, у единственного ребенка нет этой проблемы, а значит, он растет более эмоционально устойчивым, с высокой самооценкой, так как его не сравнивают с другими детьми. Чувство одиночества в семье единственный ребенок переживает легко, а не болезненно, в отличие от тех, кто растет не один и считает себя обделенным вниманием.
Единственные дети часто чрезмерно опекаемы, и повышенное внимание родственников воспринимают как должное, требуя помощи даже там, где справятся сами. Постепенно дети привыкают к тому, что за них все делают родители, и соответственно, вырастают неприспособленными к взрослой жизни.
Нередко папы и мамы через детей пытаются осуществить свои мечты и желания. И если в многодетной семье можно старшего отправить на рисование, потому что папа несостоявшийся художник, а младшего – на музыку, потому что мама всю жизнь мечтала играть на скрипке, то в семье с одним ребенком именно ему придется отдуваться за обоих родителей.
Когда в семье много детей, то они сами находят себе развлечение – сегодня один из них доктор, а остальные – его пациенты, завтра они организовывают свой магазин, а послезавтра играют в школу. Когда ребенок растет один, ему сложнее найти партнера для сюжетно-ролевой игры, тогда как именно этот вид деятельности является ведущим в возрасте 4-7 лет.
Единственным детям тяжелее находить общий язык со своими сверстниками, так как они не привыкли учитывать нужд и интересов других детей.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, КОТОРЫЕ ВОСПИТЫВАЮТ ЕДИНСТВЕННОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ:
В песок любят играть все дети без исключения, но если правильно организовать это действо, то можно использовать его не только для развития и познания мира, но и для решения психологических проблем.
Цель песочной терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Процесс «игры в песок» помогает ребенку, может на своем символическом языке, рассказать взрослым о том, что его беспокоит, выразить, как он относится к себе, к родителям, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.
В службе по профилактике социального сиротства КГКУ детский дом 12 прошло занятие с использованием метода пескотерапии. Цель совместного творческого процесса ребенка и родителя – эмоциональное сближение родителя и ребенка, развитие умения слушать и понимать собственного ребенка. На занятии дети и родители пересыпали песок из руки в руку, закапывали ладошки, рисовали и оставляли следы на песке, играли в песке с различными фигурками.
Разлука с матерью заставляет ребенка остро переживать свою беспомощность, вызывает эмоцию страха. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» - ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только один: стараться не думать о том, что с ними случилось.
В службе по профилактике социального сиротства прошло занятие с маленькими воспитанниками и их родителями «Учимся сотрудничать», направленное на установление эмоционального контакта между ними, построение доверительных отношений. Привязанность не дается ребенку по факту рождения, она возникает постепенно, в ежедневном взаимодействии взрослого и ребенка. Общаясь друг с другом на занятии, дети учились доверять взрослому, который надежен и небезразличен, а через доверие к близкому человеку рождается доверие к другим людям и ко всему миру. Рождается надежное будущее.
Всем бы нам хотелось жить в мире идеальных семей, послушные дети беспрекословно выполняют пожелания взрослых, тихонечко играют в другой комнате и кушают то, что родители считаю полезным. Но это не так, и даже самые послушные дети порой бунтуют. Однажды покладистый и милый ребенок начинает позволять себе критические замечания в мамин или папин адрес. И что с этим делать, как реагировать на детскую критику?
Причины: Ребенок растет и он самоутверждается, начинает укреплять свои позиции в семье, пытается показать свою значимость. Не редко в детской критике виноваты сами родители, которые употребляют выражения типа «у меня руки не из того места растут», «вечно я все теряю», «что же я такая бестолковая». Если мама сама так говорит о себе, то это не вызывает сомнений. Стоит ли удивляться, что однажды ребенок повторит эти выражения, ни в коем случае не желая обидеть. Он просто повторяет то, что слышит.
Когда родители и другие родственники критикуют друг руга в присутствии ребенка, то рано или поздно к всеобщей критике присоединится и ваш ребенок, который просто посчитает такое поведение нормой.
За критическими замечаниями ребенка может скрываться желание привлечь к себе внимание. Это происходит тогда, когда ребенок испытывает дефицит общения, внимания, ласки.
Как реагировать взрослому на критику: нельзя обижаться и резко обрывать ребенка. Такое поведение может навсегда отбить у него желание высказывать собственное мнение, а также спровоцировать конфликт, грозящий перейти в противостояние сторон, из которого не так просто будет выйти. Тут поможет разговор, где вы скажете, что вас обидело, а что заставило задуматься; не позволяйте переходить границы. Ситуации, когда маленькие дети критикуют стиль одежды родителей или высказываются о размере их зарплаты, — недопустимы. Объясняйте детям, где здоровая критика, а где уже хамство; ребенок не сразу решается хамить, поэтому при первых попытках «высказать свое мнение», объясняйте, как правильно это сделать. Критиковать можно и нужно, ребенку это даже полезно. Необходимо донести до чада, что критика не имеет цели кого-либо обидеть. Суть ее в том, чтобы обратить внимание человека нате или иные недостатки.
Правила критики:
Жестокое обращение с детьми — это действия (или бездействие) родителей, взрослых и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика.
Для формирования понимания, что такое жестокое обращение с детьми мы собрались на очередном мероприятие нашей клубной деятельности. В ходе беседы за круглым столом участники познакомились с понятием жестокого обращения с детьми и его последствиями. Специалисты Службы дали знания, как распознать признаки жестокого обращения, сформировали навыки взаимодействия при обнаружении жестокого обращения и, конечно же, провели профилактику жестокого обращения с детьми в семье. В ходе мероприятие были даны такие задания, как самостоятельно разобрать виды, симптомы, действия при обнаружении жестокого обращения с ребенком.
На завершительном этапе мероприятия было очень много обсуждений: Что делать для избегания жестокого насилия в своей семье? На этапе рефлексии родители смогли проанализировать ситуации из своей жизни. И пришли к общему выводу, что любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию!